Детский аутизм: симптомы, диагностика и лечение

Детский аутизм

Каких-то сто лет назад аутизм считался редким заболеванием, его диагностировали всего у 0,008% новорожденных. Вначале двухтысячных тенденция меняется, диагноз аутизм ставят уже 0,4% детей до трех лет, и цифра продолжает расти. Сегодня основную группу риска составляют мальчики, среди которых показатель подскочил почти в 5 раз.

Что такое аутизм?

Это заболевание, которое характеризуется специфическими нарушениями нервной системы, при которых ребенок испытывает трудности в освоении речи и социальной адаптации.

Полезно знать: «10 фактов о детях, которые помогут понять их психологию»

Провоцируют болезнь целый ряд факторов:

  • поражения ЦНС вследствие аномалий развития плода;
  • генные мутации из-за перенесенных инфекций матерью во время беременности;
  • употребление антибиотиков, наркотиков, алкоголя в период вынашивания плода;
  • гормональная скачка или нарушенный обмен веществ.

6 классических признаков аутизма

Отрешенность от окружающего мира

1. Отрешенность от окружающего мира

Дети с синдромом раннего аутизма не любят контактировать с окружающими, от них сложно добиться обратной связи – улыбки, взгляда глаза в глаза, телесных контактов. Могут игнорировать дискомфорт, не отличать собственных родителей от других взрослых, сопротивляться попыткам мамы взять их на руки, чтобы приласкать. Часто не слышат, как к ним обращаются по имени, полностью растворяясь в своих играх.

2. Трудности в эмоциональной сфере

Аутистам сложно понять, что чувствуют и как на них реагируют окружающие люди. У них слабо развита мимика, сухая и лишенная интонаций речь, скудная жестикуляция. Вследствие этого испытывают проблемы в общении, не умеют «дружить» со сверстниками, играть в коллективе. Предпочитают проводить время в уединении, тщательно отгораживаются от окружающих, не впускают в свой мир никого, кроме самых близких. Активная социализация их пугает, вызывает тревогу, дискомфорт и даже агрессию.

3. Задержка речевого развития

В зависимости от сложности заболевания дети с аутизмом могут иметь самые разные нарушения речи. При трудной форме ребенок не запоминает даже примитивный запас слов – когда другие начинают говорить, аутисты еще «агукают», показывают на картинки или просто повторяют слова за родителями, не понимая смысла сказанного. При легкой форме осваивают речь быстро, но используют много придуманных (несуществующих) слов, говорят сухими формальными конструкциями, могут не реагировать на попытку окружающих вовлечь их в диалог. 30% детей с аутизмом говорят о себе в третьем лице: не «я хочу пить», а «она хочет воды».

4. Нестандартные игры

Нестандартные игры

Пока другие дети активно осваивают мир, используя все доступные средства, дети с диагнозом аутизм отдают предпочтение чему-то одному, игнорируя все вокруг. Могут играть не с целой игрушкой, но с какой-то отдельной ее частью – часами крутить колесо машинки, играть с крышкой от кастрюли или с макетом поезда, игнорируя рельсы и пассажиров. Отдельно стоит отметить сложности с фантазией (абстрактным мышлением): им сложно готовить воображаемую еду в детской посудке, представлять палку в образе волшебного клинка, шляпу в образе кота и так далее.

5. Стереотипное поведение, соблюдение ритуалов

С детства у детей-аутистов наблюдается компульсивное поведение, они могут часами совершать одни и те же движения: ходить кругами вокруг песочницы, каждый день рисовать один и тот же рисунок, говорить на одну и ту же тему, без устали раскачиваться на качели или смотреть на какой-то объект (стройку за окном, вращающийся барабан). Отвлечь их от этого занятия сложно, может начаться истерика. А еще имеют массу ритуалов при употреблении еды, облачении в одежду или для выхода на улицу.

6. Неконтролируемые приступы агрессии

Если что-то нарушает привычный ритм жизни ребенка с аутизмом, он немедленно впадает в ярость, закатывает истерику, лезет в драку или начинает сам наносить себе повреждения. Его агрессия связана с какими-то неудачами или неожиданными переменами – переездом, переходом в другую группу, сменой обстановки в доме, отсутствием любимой игрушки на ее привычном месте. За этим следуют тяжелые вспышки гнева, могут покусать окружающих.

Помимо психологических признаков, доктора выделяют и физиологические симптомы, что сопровождают аутизм. К ним относят слабый иммунитет, проблемы с кишечником, судороги и усиленное или ослабленное сенсорное восприятие (могут плакать от громких звуков и в то же время иметь проблемы с моторикой – врезаться в стены, натыкаться на какие-то предметы в пространстве, которых не замечают).

Дифференциальная диагностика аутизма

Чтобы заподозрить у ребенка классическое расстройство аутистического спектра, достаточно обнаружить в его поведении три опасных симптома, которые проявляются в первые годы жизни – повторяющееся поведение (ритуалы), сложности с речью и социальным взаимодействием. Затем нужно подключать специалистов – психотерапевтов или нейропсихологов, которые будут наблюдать за ребенком в его привычной среде, проводить исследования по международным стандартам и опросникам.

Почему необходимо длительное наблюдение? Потому что аутизм легко перепутать с другими серьезными заболеваниями.

Дифференциальная диагностика аутизма

Нарушение в работе органов восприятия

Ребенок может не быть аутистом, но иметь проблемы со слухом или зрением, из-за чего не реагировать на слова в свой адрес, не замечать людей, вести себя отстраненно. Важно проверить все органы чувств.

Умственная отсталость

При этом диагнозе есть проблемы с речью и абстрактным мышлением, дети часто ведут себя заторможено, но у них нет проблем с эмоциональным контактом. Они активно взаимодействуют с окружающим миром, играют со всеми игрушками, не отличаются однообразием движений.

Синдром Аспергера

Считается легкой степенью аутизма. Болезнь сопровождается трудностями в общении и эмоциональном самовыражении, но интеллектуальные и речевые способности ребенка соответствуют возрастной норме. Дети с синдромом Аспергера хорошо соображают, но в социуме ведут себя неловко – уходят от общения, все слова и фразы воспринимают слишком буквально, избегают контакта глазами, часто имеют специфические интересы и рассуждают на необычные для окружающих темы.

Больше об эмоциях: «Эмоции: друзья или враги»

Госпитализм

Такой диагноз ставят детям из неблагополучных семей, чьи родители не занимались их воспитанием, рано отказались от ребенка или были излишне увлечены собственными проблемами и зависимостями, не заботясь о физическом и психическом благополучии ребенка. В итоге здоровый малыш живет в изоляции от мира, не учится говорить, не овладевает бытовыми и социальными навыками, поэтому отстает в развитии.

Шизофрения

Симптомы аутизма и шизофрении похожи, только шизофрения — заболевание более редкое и проявляется гораздо позже трех лет. Также она может сопровождаться галлюцинациями и бредовыми состояниями, не характерными для аутизма.

Лечение детского аутизма

Если вы желаете лучшей жизни своему ребенку, нужно понять: чем раньше будет поставлен правильный диагноз, тем скорее можно заняться коррекцией и получить ощутимый эффект от терапии. Хорошо, если аутизм диагностирован в легкой форме, тогда у ребенка есть все шансы стать обычным человеком — закончить школу, получить профессию, создать семью.

Лечение детского аутизма

Что входит в программу реабилитации детей-аутистов?

Многое зависит от терпения самих родителей, которые должны будут создать благоприятную обстановку для чада и активно поддерживать его на пути к изменениям. Важные рекомендации для семьи:

  • Соблюдайте строгий режим дня. Обстановка в доме должна быть максимально предсказуемой, весь день лучше расписать по часам – когда вы просыпаетесь, во что одеваетесь, часы приемов пищи и сна, чтобы никаких сюрпризов и смены обстановки. Так малыш получит меньше стресса.
  • Несмотря на сопротивление, чаще контактируйте с ребенком эмоционально – играйте с ним в его любимые игры, берите его на руки, пойте ему песенки, гладьте по головушке, говорите ему ласковые слова и много улыбайтесь.
  • Прививайте особенному ребенку бытовые навыки – учите его чистить зубы, мыть руки, одеваться, убирать за собой игрушки. Даже когда урок усвоен, повторяйте все снова и снова, чтобы привычки стали автоматическими.
  • Если ребенок проявляет инициативу – поддерживайте его, если делает какую-то ошибку или слишком медленно осваивает навык — не кричите, не наказывайте, будьте терпеливы. Пусть малыш развивается в удобном темпе, даже если сильно отстает от сверстников.
  • Прививайте ребенку с аутизмом любовь к спорту, совершайте прогулки на свежем воздухе, закаляйте его организм обливаниями, проводите мини-зарядку, которая укрепит силы и здоровье.
  • Не давайте ребенку переутомляться. Конечно, хочется подтянуть его коммуникативные навыки, научить его взаимодействовать с миром. Но психике детей с аутизмом сложно справиться с большим количеством стимулов. Делайте перерывы на отдых, разрешайте ребенку побыть одному, не мешайте его ритуалам – так он успокаивается.

Вам может быть интересно: «Как повысить самооценку ребенку. Советы родителям»

Насчет медикаментозного лечения аутизма – его нет. Психотерапевт может выписать нейролептики, если ребенок ведет себя слишком агрессивно или страдает от ОКР. Но с таблетками нужно быть осторожными, так как они часто провоцируют регрессию психики, сводят на нет все старания. Лучше придерживаться здорового питания и соблюдать специальную диету для детей с аутизмом – есть меньше углеводной пищи и сахара, отказаться от молочных продуктов, консервантов и красителей, употреблять больше белков и клетчатки. Можно дополнить рацион витаминами группы В, пить добавки кальция, магния, селена и хрома, фолиевую и омега-3 кислоты, которые успокоят психику. Не перегружайте поджелудочную ребенка – это прямо отразится не только на его самочувствии, но и на концентрации внимания. В любом случае терапия при аутизме индивидуальна, обязательно консультируйтесь с врачом.

Сил вам в этом нелегком деле!

Оцените статью
Примени
Добавить комментарий