Переходный возраст: как пережить? Инструкция для родителей

Переходный возраст

Сын пошел в пятый класс, и вы перестали его узнавать? С наступлением подросткового возраста происходит трансформация ребенка во взрослого человека. У мальчиков начинает ломаться голос, развивается мускулатура, появляются ночные поллюции. У девочек округляются бедра и ягодицы, увеличивается грудь, наступает менструация. Это сопровождается гормональными перепадами, угревой сыпью, потливостью, постоянной скачкой настроения – от плаксивого до раздражительно-агрессивного состояния. Подростки становятся неуправляемыми, так и норовят выйти из-под родительского контроля. Кризис подросткового возраста продолжается до 15-17 лет.

Вам может быть интересно:  «Кризис 7 лет: советы родителям. Насколько ваш ребенок готов к школе»

Что нужно знать о переходном возрасте?

Ведущей деятельностью подростков является не учеба, но общение со сверстниками – они набираются опыта, учатся взаимодействовать с миром, узнают себя, свою индивидуальность, выстраивают я-концепцию. Внешне подросток начинает мужать, происходит половое созревание, однако до взрослого ему далеко – нет полноценных знаний, опыта, мудрости. И хотя детские игры подростка больше не интересуют, он еще не знает, как жить в этом мире, происходит потеря старых идеалов, свержение прежних авторитетов – отсюда бунт, стремление к показушничеству, повышенная чувствительность и раздражительность (из-за отсутствия внутренних опор).

GeekBrains

Подростки полны противоречий, их переполняют амбиции, но в то же время они страдают неуверенностью в себе, мечтательны и пессимистичны, негативно смотрят в будущее. Из-за гормональных скачек могут казаться неуклюжими, рассеянными, неадекватно реагировать на какие-то слова или ситуации. Быстро утомляются, раздражаются по пустякам, склонны к зависимостям, девиантному поведению, депрессивным настроениям.

Особенности подростков

Особенности подростков

  • Эмансипация, уход от родительского влияния, желание быть равными участниками отношений. Подростки больше не чувствуют себя маленькими, они хотят подражать взрослым, только делают это карикатурно – носят откровенные наряды, курят, пробуют алкоголь, вступают в сексуальные связи. Дети в переходном возрасте требуют много прав и свобод, но не готовы брать на себя обязанности.
  • Мама с папой теперь не авторитет, эту функцию берут на себя сверстники, в группе которых подросток хочет стать «своим», «крутым», принятым. Там он самоутверждается, ищет новые идеалы и ценностные ориентиры.
  • Возникает сексуальное влечение, интерес к противоположному полу, первые романтические влюбленности. При этом парни настроены на поиск секса, а девочки – на романтику и чувства. Подросткам хочется ходить на свидания, говорить о любви. В этом же возрасте ребенок определяется с сексуальной ориентацией.
  • Поведение детей импульсивно, наблюдается неустойчивость самооценки и эмоциональной сферы – подростков бросает из крайности в крайность, то они борются за закон и справедливость, то становятся циничными нигилистами. Преобладающая эмоция – печаль, тревога, подавленное настроение, привычные вещи больше не радуют.
  • Развитие когнитивных функций, переход от наглядно-образного мышления к абстрактному. Подросток начинает интересоваться наукой, активно занимается самообразованием, учится смотреть в будущее, строить планы. Появляется много увлечений, попытки развить силу и выносливость, прокачать коммуникативные и лидерские качества, ум, внешность, способности.

Родителям нужно принять тот факт, что прежний уровень отношений больше невозможен – контроль и нотации раздражают подростков, как и попытка ограничить их свободу, влезть в личное пространство, выведать переживания и секреты. Либо вы соглашаетесь на роль опытного наставника и друга, либо в ваших отношениях будет много конфликтов и недоверия.

Читайте также: «Можно ли детям навязывать свои убеждения»

Задачи подросткового возраста:

  • Стабилизация самооценки, принятие себя, своей внешности.
  • Установление партнерских отношений в семье, подросток больше не хочет подчиняться желаниям родителя, но готов сотрудничать, взять на себя часть обязательств взамен на расширение свобод.
  • Становление в коллективе, усвоение новых форм общения, идентификация со своей половой ролью (женщины или мужчины).
  • Развитие способностей, начало профессиональной ориентации, понимание не только своих прав, но и обязанностей.

Какие особенности поведения свидетельствуют о дезадаптации подростка?

Если ребенок становится тревожным, замкнутым, у него нет друзей – это нехорошая тенденция. Дети, которые трудно переживают кризис, не обязательно ведут себя агрессивно, вступают в бандитские группировки, субкультуры, бунтуют против правил или распивают алкоголь. Чаще всего проблемные подростки как раз не напрягают родителей своим поведением, не отстаивают себя, не проверяют границы. Они не вылезают из комнаты, отличаются неуверенностью в себе, сверхчувствительностью к критике, постоянным поиском своего места в этом мире («Кто я? Для чего живу?»). Особенно опасен культ чувства вины, аутоагрессия – ненависть подростка к самому себе, порезы на теле, отсутствующий взгляд, пассивная жизненная позиция.

Рекомендации родителям подростков

Рекомендации родителям подростков

Первое, что нужно понять — проблемы в отношениях начинаются не потому, что дети плохо себя ведут, просто родители теряют контроль над ситуацией, переживают, что перестали быть авторитетными фигурами. Привычные методы общения не работают, нет того уровня доверия и открытости, появляется страх, что подросток свяжется с плохой компанией, начнет жить половой жизнью, употреблять наркотики и алкоголь, хулиганить, плохо учиться. Этот страх заставляет взрослых вводить массу ограничений, устраивать допросы с пристрастием, которые еще больше отдаляют от них детей.

Будет полезно: «Как повысить самооценку ребенку. Советы родителям»

Как быть?

  1. Установите новые правила в отношениях, откажитесь от критики, приказов, ультиматумов в пользу просьб, информирования, ненавязчивой поддержки. Ваш ребенок взрослеет, ему нужно больше свободы и самостоятельности. Не сдерживайте этот процесс, не мешайте подростку получать опыт, набивать шишки, главное, объяснить, что свобода налагает ответственность.
  2. Не навязывайте чувство долга через стыд и вину («совсем мать не уважаешь!», «я тебя вырастила, выкормила, где твоя благодарность?»). Ребенок должен понимать, вы на его стороне, он имеет право высказывать свою точку зрения, давать какие-то советы, проявлять индивидуальность. Что бы ни случилось – будьте ему опорой и поддержкой, чтобы в сложной ситуации он не боялся обратиться к вам за помощью и советом.
  3. Позвольте ребенку строить отношения с противоположным полом, влюбляться, ходить на свидания. Не препятствуйте общению девочки с мальчиками, она должна научиться выстраивать общение, презентовать себя, понять отличие ожиданий от реальности. Это поможет подросткам при создании семьи в будущем.
  4. Не игнорируйте переживания ребенка, не обесценивайте его страхи и проблемы. То, что вам кажется пустяком, для него – серьезная дилемма. Лучше поддержите подростка, выслушайте его, дайте рекомендации. Умение сопереживать, быть рядом в трудной ситуации – вот что действительно ценно.
  5. Если подросток трудный, постоянно нарывается на скандал, не хочет помогать по дому – вызовите ребенка на разговор, пропишите обоюдные требования друг к другу, желаемый стиль отношений, привилегии и обязанности каждого члена семьи. Напоминайте о них ребенку, если он забывает о принятых договоренностях, и сами соответствуйте.
  6. Помните, несмотря на новый социальный статус подростка, он еще не стал взрослым, есть границы дозволенного, адекватные рамки, которые ребенок не должен переступать. Не бойтесь применять санкции, ваше слово должно иметь вес, не поддавайтесь на провокации и проверку характеров.

Подростковый возраст сложный и неоднозначный, но благодаря ему ребенок лучше узнает себя, вступает на дорогу взросления. Поддержите его на этом нелегком пути!

Добавить комментарий