Отличительная черта кризиса 7 лет – желание ребенка во всем походить на взрослого, что выражается в активном подражательстве, гримасничестве, манерности. Дети начинают тянуться к старшим подросткам и опытным людям, теперь им неинтересно в кругу сверстников, хочется общаться на взрослые темы, подслушивать родительские разговоры, давать советы. Семилетки – больше не те наивные дети, которыми вы привыкли их видеть, они утрачивают непосредственность, учатся управлять чувствами и поведением, делать не то, чего им самим хочется, а чего от них ждут другие.
Начинается подготовка к школе, на первое место выходит процесс обучения, получения знаний, развитие способностей. Игровая деятельность по-прежнему остается ведущей, но ребенок теперь этого стесняется, так как чувствует себя большим. Желание повзрослеть, разговоры о школе формируют у семилеток нереалистичные требования к себе. А еще в этом возрасте возникает иерархия мотивов – дети учатся анализировать, делить желания на важные и не очень, менять «хочу» на «надо».
Симптомы кризиса 7 лет:
- Непослушание, упрямство, бурная реакция на критику.
- Желание подражать взрослым, говорить не своим голосом, копировать чужую манеру поведения.
- Активное участие в делах семьи, интерес к взрослым разговорам, готовность взять на себя часть обязанностей по дому.
- Потеря наивности и спонтанности, ребенок перестает быть непосредственным в эмоциональных реакциях и поступках.
- Выраженная потребность получать похвалу, быть важным, любимым, «хорошим».
- Принимайте его индивидуальность, помните, у каждого человека свои сильные и слабые стороны – это не повод унижать ребенка за то, что он не соответствует вашим ожиданиям. Не ругайте чадо за кривляния, откажитесь от оскорблений и физических наказаний, что бы ни случилось – будьте на стороне своего отпрыска.
- Не пытайтесь защитить ребенка от всех невзгод, не берите на себя то, что ему по силам – пусть несет ответственность за свои слова, обещания, учебу. В 7 лет ребенок способен помогать родителям по дому, заправлять постель и выносить мусор, собирать портфель в школу, готовить домашние задания. Не превращайтесь в курицу-наседку, давайте детям больше свободы.
- Соблюдайте четкий режим дня, вводите ограничения на использование гаджетов, интересуйтесь жизнью отпрыска, а не только его оценками. Спрашивайте, как прошел день, есть ли у ребенка друзья, что интересного он узнает на уроках? Разговаривайте по душам, отвечайте на все вопросы.
- Меньше критики и больше поддержки, показывайте ребенку его сильные стороны, замечайте достижения, подкрепляйте хорошие начинания. Гордитесь ребенком, а не сравнивайте его с более успешными детьми.
- Не пытайтесь сделать ребенка заложником своих амбиций, не насилуйте его десятком кружков и развивающих занятий, не требуйте посещать секции, к которым он равнодушен. Если чадо хочет на танцы, а вы возите его на бокс – перестаньте идти против желаний ребенка, позвольте ему жить свою жизнь, набираться опыта, ошибаться.
- Будьте внимательны к физическому и психическому самочувствию ребенка, не игнорируйте опасные сигналы. Если он постоянно плачет, не хочет идти в школу, жалуется на головную боль, говорит о ссорах с одноклассниками – помогите решить проблему, поддержите его или переведите в другую школу, только не отпускайте ситуацию на самотек.
Читайте также: «Адаптация первоклассника к школе»
Несмотря на развитие осознанности и когнитивных функций, младшие школьники не способны оценивать свое поведение со стороны, боятся рассказывать родителям о вещах, которые их расстраивают, обсуждать проблемы напрямую. Будьте хитрее – используйте силу детского воображения, работайте с ребенком через сказку. Можете просить чадо сочинять истории или рисовать рисунки, в которых он бессознательно изобразит героев со схожими проблемами и конфликтами. Или сами читайте сказки, в которые будете вкладывать важный посыл, придумывать правильных персонажей, анализировать их поведение вместе с ребенком.
Чем заканчивается кризис 7 лет
Ребенок перестает быть эгоцентриком, овладевает процессом саморегуляции, становится более самостоятельным, организованным, учится оценивать свои действия и поступки. В этот период формируется готовность выйти за пределы семьи, нацеленность на труд, учебу, общение со сверстниками.