Нейромаркетинг и его применение в бизнесе

Нейромаркетинг

Широко, нейромаркетинг – изучение отношений мыслительных процессов (часто говорят, мозга) к организации рекламно-маркетинговых процессов. Базируется на нейропсихологии, программировании, рекламировании, маркетинге.

Ввел термин, методику Эйл Смидтс, чтобы предсказывать отношение к бренду (продукту) до осознания потребителем своей реакции. В исследовании «Read dr.Montague» (колледж медицины Бейлора) использовалась МРТ для изучения «Парадокса Pepsi»: в телерекламе 80-х просили попробовать «PepsiChallenge» и Пепси стал лидером мнений. Др. Монтегю отметил активность испытуемых, связывающих напиток с позитивом. Другое исследование (Daimler-Chrysler) показало, что центры мозга мужчин часто активируются спортивными авто.

Цель-принципы

Цель нейромаркетинга – повышение прогнозируемости поведения, реагирования потребителя на триггерные раздражения (тизеры, ролики и др.), их нейроизмерение, экспериментальное измерение с участием потребителей, продукта, нейропсихолога и маркетолога.

Нейро-воздействие оказывается на уровне рептильного мозга, отвечающего за жизненные рефлексы. Кроме него, есть средний (отвечающий за эмоции) мозг и неокортекс (анализ, правила, рациональное поведение).

Нейро-воздействие

Цель – триединая:

  • изучить потребительское реагирование на раздражители;
  • спрогнозировать выбор покупателя;
  • побудить купить.

На «среднемозговом» уровне преобладают недвусмысленность, эгоизм (выгода, польза), доказательность. Визуалы больше доверяют мозгу рептильному, аудиалы – среднему, а кинестетики – неокортексу.

Нейромаркетинг идентифицирует потребительские подходы к незнакомому продукту. Это – отличие «нейро» от «просто» маркетинга. Нейромаркетинг не нуждается в анализах вкусов покупателей. Эффективно для аудитории молодых. Для этой значительной доли веб-покупателей, раннее «созревание» мозга сильна эмоциональная реакция. Нейромаркетинг помогает понять, что потребитель предпочтет.

Читайте также: «Как контент-маркетинг способствует эффективному продвижению интернет-магазина»

Достоинства-недостатки

Нейромаркетинг – процесс, основанный на классическом («обычном») маркетинге, но использующий новые междисциплинарные исследования, позволяющие релевантно учесть рекламу, спроса (потребности), поведение и мозговую активность при выборе клиентами. Он помогает организовать рекламную акцию, используя погружение в потребительские инстинкты, вовлекая аудиторию и обеспечивая лояльность клиентов с помощью спрогнозированных (по эффекту) посылов. Есть и недостатки: физиологические табу и конфиденциальность, этичность манипуляций и др.

Результаты нейромаркетинговых исследований могут использоваться как для рекламы, так и для «антирекламы». Они могу быть и неожиданными: предупреждающие надписи на упаковке сигарет, могут стимулировать активность зон мозга, связанных с тягой к сигаретам, хотя испытуемые считают предупреждения эффективными. Нейромаркетинг способен играть на страхах, но он пытается познать, как-почему клиент стремится к отношениям с компанией (брендом, продуктом).

Методы-реализации

Нейромаркетинговые методы активизируются медиа-каналами (медиа – чувства), рассмотрим базовые:

  1. Визуальный. Для визуалов важны цветовые оттенки, стилевое решение (дизайн). Например, «яркий» логотип, слоган. Проще, ярче, доступней – лучше, эффективней.
  2. Слуховой. Для аудиалов – звуковое сопровождение, поднятие музыкой настроения (в супермаркетах – всегда тихая музыка) при покупке.
  3. Вкус и обоняние. Около мясного отдела – запах шашлыка или стейка, у парфюмерного – мягкий запах духов.
  4. Осязание. Активизируются ощущения типа «шелковистый», «мягкий», «упругий» и др. Привлекайте форму, чтобы передать содержание.
  5. Подсознание. Привлекается приобретенный опыт, эвристики, демо-версии, A/B-тестирование, подсказки («Холодной зимой как в прошлом году, вас спасет куртка Аляска») и др.

Подсознание

Методики исследования реагирования на маркетинг-раздражители:

  • МРТ-динамика мозгового кровообращения по реакциям на сигналы с различных каналов;
  • айтрекинг (EyeTracking) – отслеживание привлекательности (степени концентрации) по объектам;
  • детекция – считывание физиологических ответных сигналов (ритм сердца, частота дыхания и др.);
  • мимикрии (FaceReading) – считывание по мимике параметров состояния, которые передают пристрастия, потребности человека;
  • ЭЭГ – измерение мозговой электроактивности, реагирования на продукт или рекламное сообщение.

Методы совершенствуются, становятся разнообразными.

Вам может быть интересно: «Простые и прибыльные варианты бизнеса»

Применения-примеры

Крупные компании активируют нейромаркетинг-эксперименты для аудитории, предварительно «прогоняя» новый продукт, новую рекламу через нейровизуализацию. Например, MicroSoft пользуется ЭЭГ-анализом поведения за ПК, Google идентифицирует реакцию на YouTube-рекламирование.

Нейромаркетинг ориентирован на привлечение внимания к продукту, его и бренда популяризацию, раскрутку с использованием медиа-СМИ, SEO, LSI, A/B-тестирования, других методов и принципов маркетинга (контент, инфлюенсер, директ, крауд, соцсетевой, ремаркетинг и др.). Нейромаркетинг тяготеет понять, стимулы, поведение, принятие решения по покупке и выработать ответные (маркетинговые) стимулы.

Применение – широкое, в частности, это повышение возможностей в сфере благотворительности, управления, продаж, конкурентного анализа, поведенческого моделирования, цифровой интерпретации положений классики маркетинга и др. Полагаясь на «шестое чувство», недостаточно продумывая результат, потребитель импульсивно основывается на эмоциях. Нейромаркетинг ему поможет, как системный инструментарий принятия решений.

Оцените статью
Примени