Как снять задний барабан на ВАЗ 2105: подробная инструкция

Задние барабанные тормоза на автомобиле ВАЗ 2105 представляют собой важную часть тормозной системы, которая требует периодического технического обслуживания и замены деталей. Снятие заднего барабана — это одна из основных процедур, которую владельцы ВАЗ 2105 могут выполнять самостоятельно. Процесс снятия может показаться сложным для новичков, но с правильным набором инструментов и пошаговой инструкцией эта задача становится выполнимой.

Для чего нужно снимать задний барабан?

Снятие заднего тормозного барабана может потребоваться в следующих случаях:

  1. Замена тормозных колодок. Колодки — это расходные материалы, которые изнашиваются в процессе эксплуатации. Когда их толщина становится критически маленькой, тормозная эффективность снижается.
  2. Технический осмотр тормозной системы. Проверка состояния тормозного барабана, колодок, а также цилиндра необходима для поддержания тормозной системы в рабочем состоянии.
  3. Замена или ремонт деталей. Если задний барабан изношен, имеет повреждения или деформацию, его необходимо заменить. Также может потребоваться замена или ремонт тормозных цилиндров или прокладок.
  4. Шум при торможении. Посторонние звуки (скрип, скрежет) во время торможения могут указывать на необходимость осмотра барабанов.

Подготовка к работе

Перед тем как приступить к снятию заднего тормозного барабана, нужно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • Домкрат.
  • Баллонный ключ.
  • Отвертка (желательно с плоским концом).
  • Молоток.
  • Щетка по металлу для очистки.
  • Проникающая смазка (например, WD-40).
  • Гаечные ключи на 12 и 17 мм.
  • Перчатки для защиты рук.

Также важно выбрать место для работы — оно должно быть ровным и безопасным. Используйте противооткатные упоры для фиксации передних колес, чтобы автомобиль не скатился во время работы.

Шаг 1: Подготовка автомобиля

  1. Установите автомобиль на ровную поверхность. Поднимите заднюю часть автомобиля при помощи домкрата и зафиксируйте ее на опорных стойках. Никогда не работайте только на домкрате — это небезопасно.
  2. Снимите колесо. Используйте баллонный ключ для откручивания болтов крепления колеса. После этого аккуратно снимите колесо и отложите его в сторону.

Шаг 2: Осмотр тормозной системы

Перед тем как приступать к снятию барабана, полезно провести визуальный осмотр состояния тормозной системы. Проверьте:

  • Состояние барабана. Если на его поверхности видны трещины, деформации или глубокие борозды, его потребуется заменить.
  • Тормозные колодки. Если они сильно изношены, это также повод для их замены.

Шаг 3: Снятие барабана

Теперь перейдем непосредственно к процессу снятия барабана:

  1. Ослабьте крепления барабана. На задней части тормозного барабана могут быть установлены стопорные болты, которые удерживают его на ступице. Эти болты нужно открутить с помощью гаечного ключа на 12 мм.
  2. Используйте проникающую смазку. Если барабан не снимается легко, вероятно, он «прикипел» к ступице из-за коррозии. Нанесите проникающую смазку (например, WD-40) на соединение барабана и ступицы. Подождите несколько минут, чтобы смазка начала действовать.
  3. Аккуратно постучите молотком. Если барабан все еще не двигается, возьмите молоток и аккуратно постучите по краям барабана, чтобы ослабить его посадку. Постукивания должны быть умеренными, чтобы не повредить барабан или другие компоненты.
  4. Используйте отвертку. Если барабан сидит плотно, можно аккуратно поддеть его отверткой по кругу, чтобы он начал отходить от ступицы. Делайте это осторожно, чтобы не повредить детали.
  5. Снимите барабан. После того как барабан ослабнет, снимите его с оси ступицы.

Шаг 4: Осмотр и замена деталей

После снятия барабана внимательно осмотрите все компоненты тормозной системы:

  • Тормозные колодки. Проверьте их на предмет износа. Если толщина фрикционной накладки меньше 1,5-2 мм, их необходимо заменить.
  • Тормозной цилиндр. Осмотрите его на наличие утечек тормозной жидкости. Если обнаружите следы жидкости, цилиндр нужно заменить.
  • Пружины и фиксаторы. Проверьте пружины, удерживающие тормозные колодки, на предмет повреждений или деформации. Если они ослаблены, их также нужно заменить.
  • Поверхность барабана. Если барабан имеет глубокие царапины, борозды или значительные трещины, его следует заменить.

Шаг 5: Установка нового барабана или замена деталей

Если вы планируете заменить барабан, установка нового выполняется в обратном порядке. Важно убедиться, что все детали установлены правильно и надежно закреплены. Следуйте этой инструкции:

  1. Установка нового барабана. Аккуратно наденьте новый тормозной барабан на ось ступицы. Убедитесь, что он плотно сидит на своем месте.
  2. Закрутите стопорные болты. Если они были установлены на старом барабане, не забудьте закрепить их на новом.
  3. Проверьте установку. Поверните барабан вручную, чтобы убедиться, что он не задевает тормозные колодки и вращается свободно.
  4. Установите колесо. Верните колесо на место, затянув болты крепления крест-накрест, чтобы оно плотно прилегало к ступице.
  5. Опустите автомобиль. Снимите домкрат и опустите автомобиль на землю.

Шаг 6: Проверка работы тормозов

После установки нового барабана или замены колодок обязательно проверьте работу тормозной системы. Выполните несколько пробных нажатий на педаль тормоза, чтобы убедиться в отсутствии люфта и нормальной работе системы.

Также рекомендуется выполнить тест-драйв автомобиля на небольшой скорости, чтобы убедиться, что тормоза функционируют без посторонних звуков и сбоев.

Возможные проблемы при снятии барабана

Некоторые автомобилисты могут столкнуться с проблемами при снятии заднего барабана. Вот несколько распространенных трудностей и способы их решения:

  1. Барабан «прикипел» к ступице. Это может произойти из-за коррозии или длительного использования. В таких случаях используйте больше проникающей смазки и молоток для ослабления барабана.
  2. Тормозные колодки расширены. Если ручной тормоз не отпущен или цилиндр зажат, барабан будет трудно снять. Убедитесь, что ручник полностью отпущен, и при необходимости попробуйте слегка сжать колодки отверткой через специальные технологические отверстия на барабане.
  3. Поврежденные болты крепления. Если болты или другие крепления закисли, их может быть трудно открутить. В таких случаях может потребоваться их замена.

Советы по обслуживанию задних тормозов

Чтобы продлить срок службы задних тормозных барабанов и избежать проблем при их снятии в будущем, следуйте этим советам:

  • Регулярно проверяйте состояние тормозной системы.
  • Меняйте тормозные колодки вовремя, чтобы предотвратить повреждение барабана.
  • Используйте проникающую смазку для предотвращения закисания деталей.
  • Избегайте длительной работы тормозов при их перегреве — это может привести к деформации барабана.

Заключение

Снятие заднего тормозного барабана на ВАЗ 2105 — процесс, требующий определенной аккуратности и набора инструментов. Важно следовать последовательности действий, чтобы избежать повреждений тормозной системы и самого барабана. Регулярное обслуживание тормозов позволяет продлить срок службы автомобиля и обеспечить его безопасную эксплуатацию.

Оцените статью
Примени