Обычно дети очень болезненно реагируют на прозвища, которые им дают ровесники. Когда ребёнка дразнят в школе или во дворе, он сильно страдает. Буллинг – явление довольно распространённое. Поэтому каждый родитель должен знать, как помочь своему ребёнку справиться. Психологи рекомендуют обратиться к следующим методам борьбы с буллингом:
«Герой на поле брани»
Ребёнку необходимо рассказать, что в каждом человеке живёт герой, который ничего на свете не боится. В ситуации, когда его дразнят или обзывают, он должен мысленно выходить «на поле брани» и быть готовым защищаться. Для этого ему необходимо владеть средствами защиты, в качестве которых выступают слова. В то же время можно менять методы в зависимости от ситуации. Если обидчик, например, пускает в ход кулаки, ему следует дать отпор физически.
Читайте также: «Как повысить самооценку ребенку. Советы родителям»
Приём «Ты – дерево»
Если ребёнок страдает от агрессии окружающих, ему можно предложить представить себя деревом. Пусть он выберет, каким именно деревом хочет быть. Затем родителю нужно проверить, крепкие ли у «дерева» корни, легонько наступив ему на ноги. Следующий шаг – проверка ствола. Подуйте на малыша, пусть он пошатается под таким ветром, но при этом сохраняет устойчивость. В завершение упражнения нужно рассказать ребёнку, что ветер – это трудности, которые он сможет выдержать.
Приём «Ты – огонь»
Малышу следует предложить представить, что внутри него горит очаг, который был зажжён его мамой и папой. После этого нужно рассказать, что этот огонь находится с ним всегда и везде. Когда ему тяжело и грустно, огонь может согреть его, а также сжечь в нём обидные слова ровесников.
Приём «У тебя есть щит»
В качестве защиты ребёнок может использовать специальный приём. Малыша можно вооружить давно известным всем детям изречением: «Кто обзывается, тот сам так называется». Для детей постарше есть приём из техники айки-до. На любые обидные высказывания нужно отвечать: «Ну и?..». Эта фраза перенаправляет отрицательную энергию назад, на самого обидчика.
Вам может быть интересно: «Можно ли детям навязывать свои убеждения»
Приём «Ты обладаешь сокровищем»
Для работы с этим приёмом необходимо на полосках бумаги записать те обидные прозвища, которыми называли ребёнка другие дети (например, дурак, жадина, слабак, соня, лентяй и т. д.), а также те слова, которыми бы он сам себя охарактеризовал (к примеру, умница, добряк, смельчак, обаяшка, весельчак и др.). Затем бумажки нужно сложить в шкатулочку и спросить у малыша, все ли качества имеют ценность. По одному доставать из шкатулки листочки и выбрасывать те, которые не соответствуют правде, оставляя лишь действительно ценные слова. Очень важно объяснять ребёнку, в чём его уникальность, изюминка. Если он не будет воспринимать это качество не как недостаток, его будет сложно уязвить.
Игра «Дегустатор»
Она очень похожа на знакомую всем игру «Съедобное – несъедобное». Ребёнку нужно бросать мяч, называя при этом какое-то его качество. Если игроку ему нравится, он принимает мяч, если нет – отбрасывает его. Так у малыша формируется установка, что у него есть возможность выбора – принять или оттолкнуть чужие слова.
Родители должны обязательно всегда разговаривать с ребёнком и поддерживать его, если его дразнят в детском обществе. Нельзя говорить крохе, что это не проблема, важно высказать ему своё сочувствие. Если мама с папой обесценят детское переживание, ребёнок останется с ним наедине, это травмирует его, что скажется на правильном формировании его самооценки. Чтобы крохе стало легче, можно поделиться с ним собственным опытом борьбы с буллингом в детстве или хотя бы рассказать о своих переживаниях в его возрасте. Это поможет ему пережить непростой период и не лишиться веры в свои силы.