Профгид

Электронная коммерция в России

Профгид

Что такое электронная коммерция

E-commerce или электронная коммерция – это вид предпринимательской деятельности, который объединяет в себе все площадки и сервисы, где оплата происходит онлайн. Речь идет не только об интернет-магазинах, которые принимают электронные платежи, но и о цепочках крупных бизнес-процессов, которые являются связующим звеном в мире транзакций. К этим цепочкам относятся: купля-продажа товаров через интернет/онлайн-сервисы, мобильная коммерция, электронные переводы средств, управление логистикой, интернет-маркетинг, обработка транзакций онлайн и автоматизированные системы сбора данных.

В первую очередь в этой статье мы рассмотрим:

  • Как и где зародилась электронная коммерция?
  • Какие виды электронной коммерции существуют? Какие преобладают на российском рынке?
  • Как оценивается рынок электронной коммерции в России?
  • И, конечно, как начать зарабатывать онлайн в связи с тенденцией цифровизации и фриланса?

Читайте также: «Как контент-маркетинг способствует эффективному продвижению интернет-магазина».

Вопросы, которые я перечислила лишь малая часть того, как выглядит бизнес-модель нового века. Более того, эта бизнес-модель более актуальна, чем каких-то 15 лет назад! Но действительно ли она зародилась так поздно? Не произошло ли это еще до прихода на рынок монополистов из крупных стран? Спойлер: произошло.

Как и где зародилась онлайн-коммерция? Первые отголоски удобства интернет-покупокГде и как зародилась онлайн-коммерция

Интернет-покупки в 2021 году стали обыденностью, на которую мы порой не обращаем внимания. Крупные компании позволяют нам купить и в этот же день получить товар или услугу. Рождение онлайн-коммерции с ее транзакциями родилось в 1994 году. Американец Фил Бранденберг  заказал на сайте новый альбом Стинга «Ten Summoners tales» и оплатил $12,48 своей Mastercard.Чуть позже на рынок онлайн-покупок зайдут Alibaba и Amazon, постепенно становясь монополистами для потребителей.

Какие виды электронной коммерции существуют

Экономические паттерны задают три вопроса при производстве товаров: «Как производить?», «Что производить?», «Для кого производить?». Электронная-коммерция как самостоятельная единица ничего не производит и зачастую является посредником между покупателем и продавцом. Она рассматривает два вопроса: «Что продавать?» и «Кому продавать?».

В первом вопросе «Что продавать?», — существует три ответа:

  1. Товары, которые можно «пощупать». Продукты, одежда, мебель и другое.
  2. Товары, которые можно потребить только в момент их производства. Услуги няни, репетитора или грузоперевозки.
  3. Товары, которые нельзя пощупать и потреблять в реальной жизни, но ими можно пользоваться виртуально. Подписка на музыку, просмотры фильмов или покупка онлайн-книг.

Второй вопрос охватывает куда большие аспекты и отвечает более обширно, чем мы могли бы себе представить. Если говорить проще для обывателя, то в вопросе «Кому продать?» главным смыслом является то, что не всегда удобнее продавать товар для широкого потребителя.

  1. Бизнес для потребителя. Достаточно распространенная практика, в которой интернет-магазины напрямую продают товар покупателю в розницу;
  2. Бизнес для бизнеса. Один бизнес продает другому бизнесу не только товары оптом или в розницу для продажи (что является самой простой бизнес моделью купи-продай), но и товары корпоративного характера. Например, кассовый аппарат для функционирования другого бизнеса в офлайн-режиме;
  3. Потребитель для бизнеса. В основном, это так называемые «биржи фриланса», на которых можно приобрести услуги контент-мейкеров, копирайтеров или дизайнеров;
  4. От потребителя к потребителю. Приобретение услуг напрямую: няни, кондитеры или дизайнеры одежды;
  5. Бизнес от правительства. Правительство всячески должно поддерживать онлайн-коммерцию и такой поддержкой может быть сбор и обработка данных;
  6. Бизнес для правительства. Здесь все ясно – это государственные закупки.
  7. От потребителя к правительству. Это предоставление площадки для оплаты государственных услуг населением.

Самые распространенные виды ответов на второй вопрос – это «бизнес для бизнеса» и «бизнес для потребителя».  В 2018 году в российский рынок электронной-коммерции (e-commence) было вложено иностранными и местными инвесторами порядка $750 млн. Развитие пришлось на бизнес для потребителя (Ozon, Lamoda), а так же на онлайн-сервисы Яндекса и Сбербанка. Напомню, что переход банковской системы на экосистемы (услуги телекоммуникации, доставка, подписка на музыку) позволит сокращать издержки самих банков, ускорит предоставление финансовой услуги и уменьшит возможность проникновения на рынок ИТ-компаний.

Развитие рынка электронной-коммерции в России

В связи с инвестированием и развитием сферы онлайн-покупок России можно с уверенностью сказать, что этот рынок растет. Этому свидетельствуют цифры, что идеальнее, чем человеческий разум. По данным Infoline, только за 2020 год объем рынка электронной коммерции в России составил 2.8 трлн рублей. Это на 34% больше, чем в 2019 году. Среди абсолютных лидеров по развитию электронной коммерции в России все так же числятся: Яндекс, Сбербанк, Тинькофф. Маркетплейсы: Озон, Вайлдбериз и Ламода.

Казалось бы, каков масштаб каждого отдельного лидера на рынке! Неужели их можно переплюнуть? На самом деле, этот вопрос сложен с точки зрения монополизации как минимум одной из перечисленных выше компаний: Яндекс. Создание маркетплейсов сейчас сложнее, чем в 2004 году! Конкуренция – везде. Единственный способ для развития электронной-коммерции сейчас – это рассмотрение более узких и не таких популярных сегментов рынка (их я перечислила выше). Стать лидером на незанятом или более узком сегменте куда проще, чем тягаться с крупными монополистами 21 века.Маркетплейсы

Создать сайт для возможности приобретения проверенных услуг от потребителя к потребителю? Конкретно для узкого круга специалистов? Почему нет?

Создать возможность с помощью вашей платформы упрощать работу записи на «ноготочки»? Упрощать работу бухгалтерского учета? Почему нет? Пс… рынок услуг в России очень большой! А я, как бывший представитель бизнеса, безумно рада бы была платформе, которая при внесении нескольких показателей самостоятельно считает прибыль и издержки.

Вам может быть интересно: «Способы продвижения блогов или сетевых журналов».

Создать платформу для проведения обучающих курсов тем людям, которые не хотят создавать и продвигать свой собственный сайт? Почему нет!?

Искусственный интеллект, который вы по сути производите (грубо) – должен служить в помощь и благо людям. Действительно важно провести мониторинг с помощью маркетингового исследования и предложить определенной аудитории свой продукт (можно даже сырой, но с последующей идеей доработок). Он будет закрывать их потребность в упрощении получения товара или услуги, которая будет находиться у вас. Важно помнить, что если ваш мозг придумал алгоритм мошеннической схемы, то вы в первую очередь мошенник, а не предприниматель!

Идеи для развития электронной-коммерции повсюду! Наша страна не похожа на Запад или Восток и синопсис «умом Россию не понять» является важным побудителем к действиям среди наших новых умов. Помните о том, что развитие онлайн-сектора в России растет, а его поддержка регулируется на государственном уровне. Национальный проект «Цифровая экономика»  определяет цели на создание устойчивой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а так же обработки и хранения больших объемов данных. Анализируйте и претворяйте в жизнь свои идеи! Я уверенна, у вас получится.

Добавить комментарий