Все, что нужно знать о коробке передач ЗАЗ 968

Автомобиль ЗАЗ 968, известный также как «Запорожец», является одним из самых узнаваемых и популярных автомобилей Советского Союза. Он отличался своей простотой, доступностью и неприхотливостью в эксплуатации. Одним из ключевых элементов конструкции этого автомобиля является его коробка передач. В данной статье мы рассмотрим устройство, принципы работы, технические особенности и типичные неисправности коробки передач ЗАЗ 968.

История и общие сведения

Автомобиль ЗАЗ 968 был выпущен Запорожским автомобилестроительным заводом (ЗАЗ) и производился с 1971 по 1994 годы. Он стал наследником моделей ЗАЗ 966 и 965, сохранив их базовые конструктивные решения, но получив более современные агрегаты и улучшенную эргономику.

Коробка передач в ЗАЗ 968 играла ключевую роль в обеспечении эффективного использования двигателя и оптимального распределения крутящего момента на колеса. Она была механической, что требовало от водителя навыков работы с механическим переключением передач.

Устройство коробки передач ЗАЗ 968

Коробка передач ЗАЗ 968 представляет собой четырехступенчатую механическую коробку с синхронизаторами на всех передачах. В ее конструкции присутствуют следующие основные компоненты:

  1. Картер коробки передач — основной корпус, который защищает внутренние механизмы и содержит масло для смазки.
  2. Первичный вал — соединен с двигателем через сцепление и передает крутящий момент на промежуточный вал.
  3. Промежуточный вал — передает крутящий момент на вторичный вал через шестерни.
  4. Вторичный вал — соединен с дифференциалом и передает крутящий момент на колеса.
  5. Синхронизаторы — обеспечивают плавное переключение передач без рывков.
  6. Механизм переключения передач — включает рычаг переключения передач, вилки и другие элементы, которые позволяют водителю выбирать нужную передачу.

Принцип работы коробки передач ЗАЗ 968

Работа коробки передач ЗАЗ 968 основана на передаче крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля с помощью шестерен различного диаметра и передаточного отношения. Процесс переключения передач включает следующие этапы:

  1. Выжим сцепления — водитель нажимает на педаль сцепления, разрывая связь между двигателем и первичным валом коробки передач.
  2. Выбор передачи — водитель перемещает рычаг переключения передач, изменяя положение синхронизаторов и вилок.
  3. Переключение шестерен — выбранная шестерня вступает в зацепление с промежуточным и вторичным валами, изменяя передаточное отношение.
  4. Отпуск сцепления — водитель отпускает педаль сцепления, восстанавливая связь между двигателем и коробкой передач, передавая крутящий момент на колеса.

Технические особенности коробки передач ЗАЗ 968

Коробка передач ЗАЗ 968 имеет ряд особенностей, которые отличают ее от коробок передач других автомобилей:

  1. Компактные размеры — благодаря небольшим габаритам автомобиля, коробка передач ЗАЗ 968 имеет компактные размеры, что позволяет экономить место в моторном отсеке.
  2. Простота конструкции — механическая коробка передач отличается простотой конструкции, что упрощает ее обслуживание и ремонт.
  3. Синхронизаторы на всех передачах — наличие синхронизаторов на всех передачах обеспечивает плавное переключение и минимизирует износ шестерен.

Типичные неисправности и способы их устранения

Как и любой механический агрегат, коробка передач ЗАЗ 968 подвержена износу и неисправностям. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы и способы их устранения:

  1. Трудности при переключении передач — могут быть вызваны износом синхронизаторов, шестерен или вилок переключения передач. Решение: замена изношенных компонентов.
  2. Посторонние шумы в коробке передач — могут быть связаны с износом подшипников, шестерен или недостатком масла. Решение: замена подшипников, шестерен и доливка масла.
  3. Течь масла из коробки передач — возможна из-за износа сальников или прокладок. Решение: замена сальников и прокладок.
  4. Сложности с включением передачи заднего хода — могут быть вызваны износом механизма включения задней передачи. Решение: замена изношенных деталей механизма.

Профилактика и обслуживание коробки передач ЗАЗ 968

Для продления срока службы коробки передач ЗАЗ 968 рекомендуется соблюдать следующие профилактические меры:

  1. Регулярная замена масла — рекомендуется менять масло в коробке передач каждые 30 000 км пробега или раз в два года.
  2. Проверка состояния подшипников и шестерен — при плановом ТО необходимо проверять состояние подшипников и шестерен на наличие износа и повреждений.
  3. Контроль уровня масла — регулярно проверять уровень масла в коробке передач и доливать его при необходимости.
  4. Избегание резких переключений передач — при вождении стараться переключать передачи плавно, без резких движений, чтобы избежать износа синхронизаторов и шестерен.

Заключение

Коробка передач ЗАЗ 968 является важным и надежным элементом конструкции автомобиля, обеспечивающим эффективную передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Несмотря на простоту конструкции, она требует регулярного обслуживания и внимания к состоянию ее компонентов. Соблюдение рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию позволит продлить срок службы коробки передач и обеспечить надежную работу автомобиля на протяжении многих лет.

ЗАЗ 968 оставил значительный след в истории автомобилестроения Советского Союза, и его коробка передач является одной из ключевых составляющих его успеха. Понимание принципов работы и особенностей этого механизма поможет автовладельцам лучше ухаживать за своим транспортным средством и наслаждаться его эксплуатацией.

Оцените статью
Примени