
Иран традиционно входит в число ключевых торговых партнеров России на международном рынке. Несмотря на санкционные ограничения, он активно ищет новые пути расширения внешнеэкономических связей. Одним из стратегических направлений становится международный транспортный коридор «Север–Юг», обеспечивающий сообщение между Россией, Ираном, странами Персидского залива и Южной Азии (всего 11 государств). Ключевое значение в этой системе отводится портам Астраханского региона, через которые будет проходить значительная часть транзитных потоков.
Маршрут предполагает использование комбинированных схем перевозок — морских, железнодорожных и автомобильных. Через Каспийское море грузы будут доставляться из североиранских портов, таких как Энзели и Нека, в астраханские терминалы, а далее по внутренним водным путям, железной дороге или автотранспортом в регионы России и сопредельные страны. Такая логистика позволит сократить время доставки по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал и повысить устойчивость поставок.
Для успешной реализации проекта с российской стороны проводится модернизация транспортной инфраструктуры. Особое внимание уделено Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу, который играет ключевую роль в обеспечении прохода судов в акваторию Каспия. Планируется проведение дноуглубительных работ для увеличения глубин, что позволит принимать суда большего тоннажа и снизить себестоимость перевозок. Параллельно ведутся работы по укреплению береговых сооружений, расширению шлюзов, внедрению современных навигационных систем и автоматизированного управления движением.
Ожидается, что развитие маршрута приведет к росту грузооборота через астраханские порты и усилению их роли как важнейшего звена международного транзита. Через Каспий будет налажен устойчивый поток товаров в Казахстан, Туркменистан, Азербайджан. Также грузоперевозки транспортными компаниями будут возможны в страны, поддерживающие активные торговые связи с регионом, включая ОАЭ.
Создание транспортного коридора «Север–Юг» имеет стратегическое значение для российско-иранского сотрудничества. Он формирует новые возможности для экспорта и импорта, укрепляет региональную интеграцию и стимулирует инвестиции в портовую и прибрежную инфраструктуру. Для России это путь к диверсификации внешнеторговых маршрутов, а для Ирана — к расширению доступа на северные рынки. В долгосрочной перспективе развитие каспийской логистики будет способствовать созданию новых рабочих мест, росту промышленного потенциала и укреплению экономических связей между странами.








