Главный предмет Чичикова: Путешествие в мир «Мертвых душ» Николая Гоголя

Николай Гоголь, один из величайших русских писателей XIX века, создал в своем знаменитом произведении «Мертвые души» невероятно сложного и многослойного персонажа — Павла Ивановича Чичикова. Главный предмет Чичикова, как героя произведения, — это души умерших крестьян, которых он покупает у помещиков с целью обогащения. Но что же на самом деле стоит за этой авантюрой? Какие цели и мотивы движут Чичиковым, и что символизируют его «мертвые души»? В данной статье мы разберемся в сути главного предмета Чичикова, его целях, мотивах и символическом значении в контексте русского общества того времени.

Кто такой Павел Иванович Чичиков?

Павел Иванович Чичиков — главный герой поэмы Гоголя «Мертвые души». Этот персонаж представляет собой типичного представителя «маленького человека» в русской литературе, однако его амбиции и планы превосходят обычные стремления к лучшей жизни. Чичиков — искусный манипулятор, человек без принципов и нравственных устоев, который движим жаждой обогащения любыми средствами.

Чичиков — это своего рода социальный хамелеон, способный адаптироваться к любой ситуации и обвести вокруг пальца кого угодно. В его образе Гоголь мастерски воплотил черты, присущие людям, для которых моральные нормы и законы — всего лишь препятствия на пути к желаемой цели.

Суть замысла: зачем Чичикову «мертвые души»?

Главная идея Чичикова заключается в покупке «мертвых душ» — умерших крестьян, которые по документам продолжают числиться как живые и облагаются налогами. Этим мертвым душам он придает экономическую и юридическую ценность, и именно в этом заключается основа его махинации.

В Российской Империи XIX века крестьяне представляли собой значительную экономическую единицу, а учет населения проводился редко и с большими временными разрывами. Когда крестьянин умирал, его продолжали числить в реестрах до следующей переписи. Помещики вынуждены были платить налоги за уже умерших крестьян, что создавало для них значительные финансовые затруднения.

Чичиков предлагает помещикам гениальное и коварное решение: он готов за копейки скупать «мертвые души», избавляя владельцев от налогового бремени. Впоследствии Чичиков планирует использовать мертвые души для создания фиктивного капитала и получения ссуды в банке, что в перспективе может сделать его богатым человеком.

Мотивы Чичикова: от нищеты к богатству

Мотивы Чичикова объясняются его жаждой богатства и социальной значимости. Он был человеком низкого происхождения и прошел путь от мелкого чиновника до обанкротившегося предпринимателя, что сформировало у него острое желание «пробиться» в высшее общество. Он видит в деньгах путь к уважению, безопасности и власти.

Гоголь изобразил Чичикова как персонажа, который отчаянно ищет социального признания и экономической стабильности, используя любые доступные средства. Для него главное — не то, каким образом он достигнет богатства, а само его наличие. Деньги для Чичикова — символ успеха и уверенности в будущем.

Чичиков стремится создать видимость успешного и уважаемого человека, поэтому его действия направлены на создание иллюзорного богатства, подкрепленного фиктивными документами. Он готов рисковать и плести интриги, чтобы однажды обрести все то, что кажется ему недостижимым обычным путем.

Символизм мертвых душ: что на самом деле продает и покупает Чичиков?

Мертвые души в поэме Гоголя — не просто хитроумная махинация Чичикова, но и глубокий символ. Они олицетворяют не только крестьян, но и внутреннюю пустоту, моральное разложение и лицемерие общества. Каждый покупатель и продавец душ, включая самого Чичикова, символизирует социальные пороки: жадность, безнравственность, лицемерие и коррупцию.

Помещики, с которыми взаимодействует Чичиков, сами являются «мертвыми душами» в метафорическом смысле. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин — все они представляют собой деградацию русского дворянства, разложение социальных и моральных устоев. Покупая мертвые души, Чичиков словно собирает коллекцию этих людских пороков и недостатков.

Чичиков сам оказывается частью этого порочного круга. Он не столько приобретает души умерших крестьян, сколько становится обладателем духовно опустошенных и безжизненных человеческих сущностей. Таким образом, мертвые души — это не просто предмет сделки, а образ глубокого морального кризиса, охватившего все слои общества.

Нравственная оценка Чичикова и его действий

Гоголь не дает однозначной моральной оценки действиям Чичикова, оставляя эту задачу читателю. С одной стороны, Чичиков — мошенник, обманщик и манипулятор. С другой стороны, он не является злодеем в чистом виде, а скорее продуктом своего времени и общества. Его действия — следствие коррупции и правового хаоса, царящего в государстве.

Чичиков — не аморальный гений, а типичный «маленький человек», который нашел свой, пусть и нелегальный, путь к богатству. В нем нет злобной ненависти или желания причинить вред кому-либо. Он действует рационально, но безнравственно, руководствуясь исключительно своими интересами и стремлением к лучшей жизни.

В образе Чичикова Гоголь воплотил своего рода анатомию человеческой души, потерявшей ориентиры. Этот герой демонстрирует, как легко человек может утратить моральные устои в погоне за материальными благами. Чичиков лишен душевной глубины и моральных принципов, его существование наполнено пустотой и лицемерием, что и делает его поистине трагической фигурой.

Итог: Чичиков и его «мертвые души» в современном контексте

Гоголь писал «Мертвые души» как сатиру на современное ему общество, но образ Чичикова и его главного предмета — мертвых душ — остаются актуальными и сегодня. Этот персонаж — символ вечной борьбы за материальные блага, жажды богатства и стремления к социальной значимости, нередко идущих вразрез с моральными принципами.

Чичиков — это зеркало, в котором отражаются человеческие слабости и пороки, и это делает его не просто героем прошлого, но и знакомым образом в наши дни. Его история напоминает нам о том, как важно сохранять человеческие ценности, несмотря на соблазны и трудности жизни.

Главный предмет Чичикова — не просто юридический объект сделки, а символ разложения общества и человеческой души. Это напоминание о том, что материальные ценности никогда не смогут заменить истинных моральных и духовных ориентиров.

Оцените статью
Примени